На улице местами ещё лежит снег, а все яхтсмены уже думают о море. У большинства зимний период проходит в режиме решения накопившихся за сезон дел и создании задела на будущий сезон. Но в один прекрасный день ты понимаешь, что до первого выхода в сезоне остался месяц, а ты ещё не подвёл итоги старого…
Первый сезон, каким он был и что я сделал, какие ошибки допустил и чего не сделал?
Начнём с главного. Я нашёл настоящую яхтенную семью, оказывается всё было тут, совсем рядом, всего лишь надо было поискать. Может ещё и жену поискать? Команда нашей яхты заслуживает двадцати постов и отдельного сайта. Столь разнообразных людей, увлечённых одним делом просто невозможно встретить в другом месте. И да, наверное, так писалось много раз, и не только про яхтенные экипажи, но так оно и есть.
Весь сезон я старался принимать участие в максимальном количестве выходов. Во всех, в которые звали, да и в те, что не звали, я тоже попадал 😀 Как-то осенью, перед отлётом на яхтенную практику и окончанием сезона, посидел и посчитал сколько прошёл с экипажем. Получилось примерно 1000 миль. Много это или мало? Я спросил у Фёдора Дружинина, с клуба которого и завертелся весь этот бедлам. Ответ был – нормально. Многим больше, чем у большинства капитанов на чартер, но конечно до транс океанских походов далеко. А сколько миль прошли вы в первом сезоне?
Как всё начиналось
В сезоне было разное. Наверное стоит начать с самого начала, с того как мы спускались на воду и как готовились к этому. первое запоминающееся событие это перевозка яхты из закрытого эллинга на территорию клуба. Как и многие другие эта операция — водораздел, переезд означал, что мы на шаг ближе к спуску и не зря работали всю зиму. Нужно обязательно сказать большое спасибо трактористу, за то, что яхта была доставлена в лучшем виде.
Докрашивали, дошкуривали и ждали спуска на воду. Но под слоем шпаклёвки была обнаружена трещина в киле. Делать нечего – варить. Это задержало наш спуск на воду, но безопасность куётся на берегу, поэтому откладывать это на следующий сезон не стали. Кроме того, сделали пометку в планах на будущий зимний сезон, чтобы осмотреть киль со всех сторон.
Но вот работы по килю закончены. Параллельно доделывалось палубное оборудование и внутренняя отделка. Список работ по любой яхте никогда не бывает пустым. Любая яхта живая и требует внимания и ухода.
Спуск яхты на воду — как новый год. Впереди лишь новые дали.
Первый полноценный выход в акваторию — что-то среднее между экстазом от проделанной работы, напряжением неизвестности и экзаменом. Все были очень рады, но несколько напряжены. Зимой была произведена большая реставрация и всем хотелось понять как яхта будет вести себя в заливе.
Вот так проходило начало сезона 2018 года. После мы участвовали в огромном количестве яхтенных мероприятий: гонок, вечерних выходов, походов, встреч гостей. Мы провели отличный сезон. В течении которого к нашему экипажу присоединились несколько человек. Но об этом я, возможно, расскажу позже.
Что же лично я?
Позитивное
На фотографиях выше можно обратить внимание, что на мне ещё нет никакой яхтенной экипировки, это не просто так. Я с нетерпением ждал спуска на воду, чтобы уяснить для себя — как я буду чувствовать себя на воде. Я действительно волновался, ведь всегда есть вероятность того, что будет ужасно укачивать, либо, что не сможешь перемещаться по столь ограниченному пространству, да ещё тысяча и одна причина, которую каждый может придумать для себя, чтобы не делать этого. Это индивидуально. Я подошёл к этому вопросу, как мне кажется, максимально рационально.
Ещё зимой я прошёл курсы яхтенных капитанов в Клубе Парусных экспедиций (что-то уже вторая ссылка на них, надо за рекламу запросить ;). Курсы не сделали из меня капитана и не могут сделать капитаном кого-либо. Цель прохождения курсов была в более глубоком понимании того, что происходит вокруг, что просят делать меня, и что делают остальные члены экипажа. В целом курсы без практики стоили 28000 рублей и я был готов к тому, что эти деньги будут потрачены просто за знания, которые мне не пригодятся. Всякое бывает и истории, когда люди мечтают о дальних яхтенных походах, готовятся, даже покупают яхты, а потом выясняют для себя, что по тем или иным причинам не могут существовать такой жизнью — не единичны. Ровно так же не единичны, как мечтатели, желающие сделать кругосветное плаванье. Нас таких много, удаётся — единицам. Это данность, это надо чётко понимать.
И вот после спуска на воду я загорелся. Я понял, что для меня в этом нет ничего страшного, что меня не укачивает на спокойной волне и можно делать следующий шаг. Кстати об укачивании. Укачивает многих, а некоторые считают, что всех. В прошлом сезоне было два или три случая, когда укачало и меня. Не до зелёного состояния, но эта проблема для меня скорее существует, чем нет. Насколько адаптивен (прикачивается) мой организм к дальним походам — покажет практика и время.
Следующий шаг это покупка яхтенной экипировки, её минимума:
- непромокаемые штаны
- непромокаемая куртка
- резиновые сапоги
- шапка
- спасательный жилет
Всё из списка выше, кроме спасательного жилета, было куплено в Декатлоне. Это самое бюджетное место в РФ, где вы можете найти экипировку для яхтенного спорта или круизов. Спасательный жилет был заказан отдельно и стоил как вся остальная экипировка вместе взятая. Но о всех моих тратах в первый сезон будет отдельная статья, ведь всем интересно заглянуть в чужой карман. Дам такую возможность.
После шоппинга я продолжал походы на нашей яхте. Мне серьёзно повезло по нескольким причинам:
- Первая — наш капитан хороший учитель, в разумное время он без проблем может объяснить тот или иной момент, связанный с управлением яхты, либо планированием маршрута. А некоторые методы его работы, делают хорошие зарубки в памяти. Если он захочет, то со временем он станет отличным инструктором.
- Вторая — у нас на яхте несколько человек имеют огромный яхтенный опыт и учат не только экипаж, но и капитана. И главное, что это приветствуется и принимается. В разговорах с другими яхтсменами я неоднократно слышал про экипажи, где есть одно мнение и другого быть не может. Не поймите меня неправильно, мы соблюдаем главное правило — за всё отвечает капитан и его слово закон, но в тоже время атмосфера в нашем экипаже позволяет анализировать любые события, в том числе и негативные.
- Третья — у нас увлечённый экипаж, нам интересно, поэтому за сезон мы приглашали в гости несколько сторонних человек для мастер классов. Много ли яхт с таким подходом в яхт клубе? Не знаю, думаю, что нет.
- Четвёртая — мы не зацикливаемся. Мы не занимаемся чем-то одним. Мы принимаем участие и в гонках и в походах и получаем удовольствие и от того, и от другого.
Негативное
Никогда не верьте людям, если они говорят, что всё хорошо. Так не бывает. Были и негативные моменты первого сезона.
Негатив не хочется вспоминать, да и на борту его было по факту минимум. Но есть одна вещь, о которой хочется рассказать, чтобы ты, мой читатель, не повторял моих ошибок, либо предвидел их.
Я сильно увлёкся яхтингом. Очень сильно. Мне понравилось. А в купе с тем, что я фрилансер — я мог уделить яхтингу много времени. Но за яхтингом я забыл про то как работает фриланс. Несколько моих постоянных клиентов закрыли проекты или ушли к другим, более дешёвым фрилансерам. Я же в это время уделял внимание яхтингу и не обращал на это внимание, не придавал значение. Финансы позволяли. Но кроме потери клиентов я несколько вылетел из обоймы, несколько отпустил нить, ведь в ИТ всё достаточно быстротечно, а в системном администрировании на фрилансе можно говорить о том, что существует мода на те или иные технологии. И если твои скилы не соответствуют моде, то найти новых клиентов на нормальные деньги становится сложно. Мода, конкуренция — всё это есть, всё это работает.
Таким образом к полному концу сезона я оказался в режиме сведения концов с концами, необходимости поиска новых клиентов, срочной необходимости апргрейда знаний. И в конечном итоге это ударило и по яхтингу. Отсутствие резерва по деньгам привело к тому, что я не смог принять участие в перегоне очень хорошей, не чартерной (чартерные яхты оснащены минимумом оборудования, которое необходимо чтобы дойти от марины к марине в рамках однодневного путешествия) яхты. Таким образом я подвёл и человека, который меня туда позвал и сам себя. Надеюсь человек меня простит, а для себя я выводы сделал. Перегон яхты через океан — совсем другой опыт и его тоже нужно получать, лучше не в одиночку.
Ну и последним итогом моих ошибок планирования в первый сезон стало то, что я пропускаю зимний сезон этого года, в том его виде, в котором в зимнем сезоне участвует весь экипаж. Второй год подряд у нас идёт большая реставрация. В этом году работы ведутся ниже ватерлинии. Снят киль. Инспекция, ремонт.
Но во мне теплится надежда, что меня простят. Ведь экипаж у нас замечательный. И даже вот такое 5 секундное видео для меня пропитано любовью.